kornet_azarov: (Default)
[personal profile] kornet_azarov
Здесь вам не равнина - здесь климат иной...

В. Высоцкий,
"Вершина"


Попался мне тут на глаза то ли фильм, то ли затяжной трехсерийный репортаж про восхождение на Эверест. Сами авторы назвали это первым таким реалити-шоу в России. Еще, правда, можно смело утверждать, что это отличный такой, жирный, прям, рекламный ролик конторы, занимающейся организацией экспедиций горных восхождений.

4-e1563048386580.jpg

Опытные горные гиды и альпинисты утверждают, что выражение "покорить вершину" используется только в русском языке. Иностранцы говорят "взойти на вершину". И это правильно - в подобной формулировке присутствует дань обязательного уважения. Ибо горы не покоряются - это они решают, кого принять и кого потом отпустить. Сами. Всегда.

О, горы!.. Именно горы стали самым ярким впечатлением от первой командировки в моей жизни. Мощные хребты на горизонте заворожили и влюбили в себя сразу же. Сопротивление было бесполезно. Да и кому оно в данном случае было нужно, это сопротивление? Подобный фокус до гор смог провернуть только Петербург. Или горы все же были первыми?..

С тех пор в отпускных вояжах, при наличие прокатного авто, я не терзаюсь выбором, куда ехать - на море или в горы. Ответ очевиден. Горы - это совсем отдельная история, и мне уже никогда не забыть тех 50-ти километров от Спарты до Каламаты, когда температура за бортом падала столь же стремительно, как росла высота серпантина. Эти несчастные 50 км мы ехали 3 часа. О, эти горы... Они столь же обманчивы, сколь и прекрасны. И как же фантастически красивы были те горные перевалы!..

Величие гор, их гордая, чуть надменная красота завораживают. Спокойно и холодно, в одно мгновение они дают тебе понять и осознать всю свою неполноценность, букашечность и ничтожность. Они суровы и не ведают жалости, это человек приходит к ним, а не они - к человеку, и играть следует только по тем правилам, что диктуют вершины. Горы - это магия, но она действительно требует уважения.

А тут, значит, Эверест.

everest_full.jpg

Это раньше высочайшая точка планеты была просто горой с двойным названием, и в школе обязательно заставляли заучивать ее второе, зубодробительное имя - Джомолунгма.

Это раньше на ее вершину - на высоту, где уже летают самолеты, подымались лишь герои-полубоги (хоть и из числа простых смертных). Смертных в самом буквальном, прямом смысле - многие оставались, остались и продолжают оставаться там, на высоте почти в 9 тысяч метров. Кто-то погиб так и не достигнув пика, а кто-то - уже на спуске. Вдвойне не повезло. Если, разумеется, подобный исход дела вообще можно считать везением.

А сейчас все поставлено на коммерческий поток, и на вершину Эвереста может потенциально подняться любой, у кого имеется достаточно бабла. Именно бабла, даже не огромных денег - экспедиция обойдется по нынешним ценам тысяч в 100 в вечно-зеленых американских единицах. И это по скромным подсчетам и без учета стоимости экипировки.

ever.jpg

Меняются цены, погода, условия. Неизменно только одно: что тогда, что сейчас каждый восходитель должен осознавать - он тоже может не вернуться на равнину. Тоже может остаться на склонах самого высокогорного кладбища планеты навсегда.

Эверест ведет свою статистику, и сейчас где-то там, между небом и землей, остаются в расщелинах и ледяных бездонных трещинах, на заснеженных горных боках и острых хребтах более 300 мертвецов. Найденных или так и канувших в бездну неизвестности. Один из них даже стал своеобразным ориентиром по определению высоту в 8500 метров - Зеленые Ботинки. Просто у погибшего альпиниста были ботинки зеленого цвета... Никто даже имени его не знает, покойник доподлинно не опознан по сей день, хоть и считается, что это был некий индийский спортсмен. Говорят, что в 2014 он исчез с маршрута - то ли передвинут, то ли захоронен под камнями.

Та самая статистика утверждает, что именно индийцы самые слабые восходители - они в массе своей вегетарианцы, и у организма в итоге не оказывается достаточного запаса белка для подобного экстремального испытания.

Погибшие остаются на Эвересте не потому, что на них всем наплевать, или потому, что тем, кто годами идет следом, доставляет удовольствие перешагивать через покойников. Все опять же упирается в деньги - снять труп со склонов и спустить его на равнину стоит очень дорого. Начиная с 200 тысяч все тех же вечных долларов. В итоге, за всю историю восхождений на Эверест, тела погибших спускали вниз всего несколько раз.

Список причин смерти временами напоминают заикающуюся пластинку: "Лавина... лавина... лавина... лавина... обморожение... обморожение... обморожение... обморожение... обморожение... истощение... падение... высотная болезнь... высотная болезнь... высотная болезнь... падение... падение... падение... падение... переохлаждение... переохлаждение... переохлаждение... переохлаждение... переохлаждение... пропал без вести... пропал без вести... пропал без вести... обезвоживание..."

Адские нагрузки, холод, ветер, гипоксия и связанная с ней угроза отека головного мозга... Все это за твои же деньги. Странное это занятие - восхождение на Эверест. Но люди ходят. Смешно, однако это стало настолько массовым занятием, что на подъеме на самую вершину бывают "пробки". Говорят, в самые отчаянные моменты даже до драк доходит. Драка на высоте почти в 9 тысяч метров... в условиях жесточайшего кислородного голодания... когда и так еле дополз... это, конечно, сильно. С другой стороны, и стоять на месте долго нельзя - замерзнешь. Да и в "пробке" тратится драгоценнейший кислород из баллонов, а его еще должно хватить на обратную дорогу - туда, вниз.

Everest_Hillary_step.jpg

Как-то у одного из первых восходителей - а, может, и вообще самого первого, ибо споры ведутся до сих пор - Джорджа Меллори спросили: "Почему вы идете на Эверест?" Тот пожал плечами и ответил: "Потому что он - есть".

Тело Джорджа Меллори нашли на склоне Эвереста спустя 75 лет после его восхождения.

И вот смотрю я этот фильмец и ловлю себя на мысли: "Хорошо... Хорошо, что у меня нет такого бабла".

Иначе...

Date: 2025-09-12 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ondatra.livejournal.com
Ой а я все не могу забыть красивого сына Наговицын ой, который умолял спасти мать...

Date: 2025-09-12 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
Мы с тобой одновременно про нее подумали. Разница в комментариях 12 секунд.

Date: 2025-09-12 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ondatra.livejournal.com
Мальчишку мне прямо очень жалко. Вот так из-за эгоизма матери остался без родителей сиротой...

Date: 2025-09-12 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
Я его не видела, да и саму новость случайно в тг-канале одном прочитала. А еще где-то писали, что сыну огромный счет выставили за спасательную операцию.
Там ведь и отец за несколько лет до погиб на той же самой горе.

Date: 2025-09-13 03:14 am (UTC)
From: [identity profile] ondatra.livejournal.com
Да вот в том и дело, что они бегали с мужем по горам, а парень сам по себе. Потом папы не стало и мама без мозгов поразилась на место смерти папы крепить табличку надгробную на соседнюю гору с той горой, где спустя 6 лет сама осталась.... А про сына вообще никто не вспомнил.... Табличка была важнее и горы.... Он такой симпатичный, блин, глаза такие, как у Бэмби.... Ребенок, про которого мать не думала даже после смерти его отца. Иначе, как махровым эгоизмом это не назвать.

Date: 2025-09-13 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Это вот все самым ярким образом иллюстрирует то, о чем говорят опытные альпинисты: гора сама всегда решает, кого принять и кого потом отпустить. После таких совпадений реально начинаешь задумываться над тем, что это не просто глупое суеверие или мистические верования.

Date: 2025-09-13 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] miss-hohotyn007.livejournal.com
Вообще-то Наталья ждала 18-летия сына, чтобы всерьез заняться альпинизмом, и все эти оскорбления в ее адрес идут или от незнания, или от внутренней мизогинии ("баба без мозгов полезла в горы, нет чтоб щи варить").
(Это не в ваш адрес, конечно. Но таких заявлений в Сети очень много).
Edited Date: 2025-09-13 08:43 pm (UTC)

Date: 2025-09-15 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
О, нет, мне и в голову не пришло бы осуждать погибшую! Во-первых, стремление людей ходить в горы мне абсолютно понятно, а, во-вторых, я всегда стараюсь оставлять некий гандикап: люди могут совершать странные и бестолковые с точки зрения остальных поступки и действия, но, возможно, у них есть на то основание - просто остальные не знают контекста.

Мой коммент относился именно к мистической составляющей - дама погибла на той же самой горе, где погиб ее муж.

Date: 2025-09-15 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] miss-hohotyn007.livejournal.com
Он погиб на соседней горе Хан-Тенгри. Там вообще опасные места, гибель альпинистов — не редкость.
Edited Date: 2025-09-15 08:27 pm (UTC)

Date: 2025-09-15 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
Вчера передача про нее была. Рассказывали про нее, про ее подготовку, что она говорила, озвучили ее расписку, что она в случае несчастного случая ни к кому претензий не имеет. Честно говоря, все это напоминало оправдания, отпихнуть всё от себя и свалить всё на нее. Она была фанатиком гор, с такими нелегко. Судить ее сейчас нет смысла, уже все случилось. А сына жалко, тяжело ему морально.

Date: 2025-09-13 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Да, новость об этой трагедии мелькала и в сводках, и на новостных сайтах. Только вот про сына нигде не упоминалось. А сколько ему лет? Взрослый уже?

Date: 2025-09-13 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
27 лет ему.

Date: 2025-09-13 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] ondatra.livejournal.com
https://www.thevoicemag.ru/stars/news/26-08-2025/ya-uveren-chto-mama-jiva-syn-alpinistki-natali-nagovicynoi-zaprosil-syemku-pika-pobedy-s-dronov/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

Date: 2025-09-12 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
А ты читала про Наталью Наговицину, которая недавно замерла на пике Победы? Я тоже думала, что ведь понесло ее на эту гору. А потом медленно умирать понимая, что никто тебя не спасет.
У Дмитрия Комарова была отличная передача про шерпов, которые помогали строить альплагеря. Только однажды ее посмотрела, теперь Комарова у нас не показывают.

Date: 2025-09-13 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
О, да, читала! И новостных сводках видела. Прочитала когда, еще подумала, что вот, буквально месяц или полтора назад читала нечто похожее про бывшую немецкую биатлонистку, по-моему. Тоже пошла в горы (причем тоже с опытом восхождений) и все, обратно горы не отпустили. Так там и осталась.

Надо будет погуглить передачку, глянуть.
Edited Date: 2025-09-13 05:52 pm (UTC)

Date: 2025-09-13 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
Погугли, там интересно. Связка с фильмом "Эверест", тот самый шерп, который был свидетелем событий, который общался с той командой.

Date: 2025-09-13 03:30 am (UTC)
From: [identity profile] elshanec.livejournal.com

Очень интересно. Спасибо. Про многое читал когда-то и тогда же забыл, недоумевая — давно я уже не рисковый. Но и в самые свои спортивные годы мне и в голову не приходило рисковать так. Да ещё и за деньги.


Но фраза "потому, что он есть" — шикарна и многое объясняет. Не всё, но многое.

Edited Date: 2025-09-13 03:31 am (UTC)

Date: 2025-09-13 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Да, фраза действительно по-настоящему цепляет. Причем... вот про себя даже подумалось. Ну вот есть у тебя такие деньги, вот ты подготовился, поехал... Думаю, ну вот зачем? Что мне бы это конкретно дало бы? Почему? На кой?

Никаких внятных, адекватных, вменяемых объяснений. Только вот эта вот фраза в голове: "Потому что он - есть".

Кстати, если интересен сам фильм, то называется он "Ген высоты. Как пройти на Эверест". Черт его знает почему, но увлекательно.
Edited Date: 2025-09-13 05:51 pm (UTC)

Date: 2025-09-13 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] miss-hohotyn007.livejournal.com
Горы — это магия, совершенно верно. Но зачем же забираться так высоко? Мне очень хорошо в Карпатах на высоте 500-800 м над уровнем моря 😆.

Date: 2025-09-15 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Не, ну такая высота, конечно, сильно на любителя :о)) Это я про Эверест. 500-800 м вполне себе хорошо звучит, но я все равно люблю горы чуток повыше :о)

Date: 2025-09-19 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
И еще чуток повыше :о)

Date: 2025-09-14 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] irina-sbor.livejournal.com

Спасибо, Корнет! Хороший пост!


Текст великолепный, фотографии замечательные — я с удовольствием почитала-посмотрела и пришла к выводу, что я есть самый настоящий червяк! Я никогда ни за какие деньги не пошла бы в горы!


Вот однажды во сне, я летала над морем и айсбергами, совершенно ослепительно белыми! Сон был цветной. Белые снежные айсберги и синее море — почти как Эверест на фотографиях. И был мой полет такой необыкновенно прекрасный, что словами не передать!!!


А всё потому что я летала без тела! Потому что тело — это очень слабое звено. Оно ноет, боится, болеет и вообще... Тело хочет прижаться к земле, а не бегать с облаками наперегонки. Поэтому, когда я расстанусь со своим тельцем и воспарю над землей, я непременно полечу в горы. На Казбек полечу! Непременно на макушку Казбека и посижу там вдоволь)))


Ну а пока я при теле, то мне и на земле хорошо ползать. Никаких гор. И понять людей, рискующих своей жизнью за такие деньжищи, я не могу. Не дано мне это)))

Date: 2025-09-15 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Ты знаешь, что только что своим сном вкупе с утверждением, что ты червяк, под орех разделала Горького с его "рожденный ползать летать не может"? :о)) Забила баки классику!

Date: 2025-09-16 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] irina-sbor.livejournal.com

Ага, баки-то я забила, но сама теперь думаю — а червяк ли я, если мечтаю посидеть на Казбеке? Может в теле я червяк, а без тела я вовсе не червяк, а орёл горний? А если я и червяк и орел, то чего во мне больше????


Ужас.

Date: 2025-09-17 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Так вот и я то же самое намекаю :о)) Для червяка у тебя слишком большой масштаб :о)

Date: 2025-09-14 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ttweak.livejournal.com

У кого нет бабла, но есть чувство самосохранения, ходит на Эльбрус)

Date: 2025-09-15 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Так и там лавины :о)) Там существует целая команда так называемых охотников за лавинами. Они отслеживают погоду и очень хорошо разбираются в горном снеге. А потом палят по нему из пушек :о))

И с Эльбруса можно не вернуться.

Date: 2025-09-15 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ttweak.livejournal.com

Ну эт понятно, при удачном стечении обстоятельств можно зимой убиться сосулькой, или выйти за хлебом и замёрзнуть насмерть)). Просто я знаю людей, которые ну совсем никак не спортсмены, и сходили себе на Эльбрус. Я позавидовал.

Date: 2025-09-17 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Так чего завидовать? Мотай на ус! Возьми и тоже сходи :о) Не, правда. Это ж прекрасный стимул.

Date: 2025-09-17 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ttweak.livejournal.com

Нене, это не моё совсем. У меня на Красной поляне так голова кружилась, что капец. А на Тейде я на фуникулёре заехал, сделал фотки и отполз задыхаясь обратно)). Оттого и позавидовал, что кому-то в горах норм.

Date: 2025-09-18 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
Горняшка - вещь неприятная. Я тоже высоко в горы не ходуц или не ходун, в общем, не хожу. Меня там сильно штормит и мутит.

Date: 2025-09-15 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
Несколько лет назад девушка из Питера пропала на Эльбрусе. Так и не нашли ни живой, ни мертвой. Так что и Эльбрус может быть опасен.

Date: 2025-09-16 07:16 am (UTC)
From: [identity profile] ttweak.livejournal.com

Ну там и девушка молодец, и организаторы не подкачали — пошли в конце октября в плохую погоду без необходимого снаряжения по более сложному маршруту непрофессиональной группой с некомплектом гидов, заблудились и добились чего хотели. Она шла своими ногами замыкающей и вместо того, чтобы думать о спасении фоткала вокруг.


У этой девушки ребёнок остался шестимесячный, видимо очень домой не хотелось.



А так то да, на Эльбрусе тоже десятками в год гибнут. Но если специально приключения не искать, а делать всё по правилам — ничего опасного.

Date: 2025-09-16 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
Да, я читала всю эту грустную историю. Вообще много бед случается от желания туристов сэкономить. Турфирма несерьезная, инструктора попроще, подготовка похуже, время неподходящее, а потом удивляемся, что снова что-то плохое в горах случилось.

Date: 2025-09-17 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Вообще много бед случается от желания туристов сэкономить.
====

Золотые слова! Причем это повсеместно, не только при покупке более экстремальных вариантов отдыха. Условные Турция или Египет идут тем же самым скорбным путем.

Date: 2025-09-18 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] nnikolaevna75.livejournal.com
И ведь я тоже не лучше таких туристов. Помню, приехала в первый раз в Турцию и купила экскурсию на улице, потому что экскурсия на улице стоила 20 евро, а у туроператора 60. Классная, кстати, экскурсия была. Без заездов в какие-нибудь магазины, все по существу. Но ведь дело случая, не дай бог авария, и кобзда.

Date: 2025-09-17 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kornet-azarov.livejournal.com
Как-то совсем скверно звучит, история про экспедицию. С таким отношением к горам, в горах делать нечего.

Profile

kornet_azarov: (Default)
kornet_azarov

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15 161718192021
22232425262728

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 01:01 am
Powered by Dreamwidth Studios